Почему то вдруг Украина оказалась всем должна. Оказывается, двадцать три года независимости прошли не напрасно. За это время была налажена оптимальная инфраструктура, которая не предусматривала полное отсоединение Крыма и Донбасса от материковой Украины. Экономическая, энергетическая и экологическая зависимость этих территорий настолько велика, что выйти из назревающего коллапса можно лишь либо вложением колоссальных финансов в краткие сроки, либо возвращением в лоно Родины-Украины. И Крым, и Донбасс, начиная всю эту затею с отсоединением от Украины и присоединением к России, слишком понадеялись на помощь Путина. Только Россия в первом случае физически не может, а во втором — просто не хочет помочь этим спорным территориям. То есть о вложении Россией огромных средств и речи идти не может. Ни на Крым, ни, тем более, на Донбасс у России денег нет.
Если Крым Путин отобрал сравнительно легко, то неуправляемые донбасские ополченцы для него представляют некоторые неудобства. У ДНР и ЛНР сейчас есть два выхода – быть уничтоженными украинской стороной или сметенными с лица Земли наступающей российской ордой.
Мнение украинской стороны очень точно оформили экс-президенты Леонид Кравчук и Виктор Ющенко. «Глава європейської держави не може домовлятися з терористами, які насправді є інструментом у великій геополітичній грі Росії», — говорится в совместном заявленими. – «Ми маємо заявити свій ультиматум – ті, хто відмовиться скласти зброю і продовжить вбивати, морити людей голодом і холодом, зазіхати на територіальну цілісність України, будуть знищені». Интересно, что, несмотря на то, что некоторые невнимательные СМИ приписали участие в заявлении и Леонида Кучмы, на самом деле подписи под документом именно этого экс-президента нет. Сразу возникает вопрос о том, каково мнение по этому поводу главного «миротворца» и «переговорщика с ополченцами».
Экс-президентов приводит в негодование требование главарей самопровозглашенных республик провести переговоры с действующим президентом Украины Петром Порошенко. Они уверены, что ЛНР и ДНР опираются на серьезную политическую, финансовую, военную и пропагандистскую поддержку России. Но стоит отметить, что призывы к переговорам на фоне обращения общественности продолжить финансировать малоимущих и пенсионеров, проживающих на захваченных территориях Донбасса, а также страха остаться без газа, электричества и самого необходимого говорит о несостоятельности тех, кто взял на себя роль руководителей на захваченных территориях. Путин готов оплачивать издержки на войну на Донбассе, но никак не на его восстановление.
Усиление активности с российской стороны в виде рекордного движения военных на границе Украины и России, интенсивного передвижения военной техники с российской стороны в последние дни, может быть признаком попытки сконцентрировать войска для дальнейшего наступления. Кроме того, в украинцев уже выработалась примета: после каждого очередного «гумконвоя» ситуация на донбасском фронте усугубляется. А, как известно, 14 ноября ожидается вторжение седьмой колоны из восьмидесяти двух машин.
Видимо террористы понимают, что в случае настоящей войны, без мнимого перемирия, им придет конец. Поэтому и возникли истерические призывы о продолжении переговоров в формате Минского процесса, с надеждой получить хотя бы положение Крыма.
Крымские власти тоже понемногу паникуют. В Керчи осталось воды на два месяца, в Севастополе и того меньше – лишь до 26 декабря. Оккупационные власти рассматривают варианты водоснабжения, среди которых прокладка водовода из Краснодарского края, строительство опреснительных станций на побережье Азовского моря и разработка артезианских скважин. Но все это требует времени и, снова же, денег. Простой вариант выхода из ситуации предложил глава Херсонской облгосадминистрации Андрей Путилов: «Сегодня Крым имеет статус свободной экономической зоны. И сегодня, если Россия захочет, если ей необходима вода, то она может покупать у нас воду. Мы откроем канал для Крыма». При этом вода для Крыма будет продаваться по мировым ценам, минимальная из которых – 1 евро за 1 кубометр воды. Украина будет получать около одного миллиона евро в год – неплохой доход для покрытия бюджетной статьи на развитие вооруженных сил Украины.
Пожалуй, это единственно правильный выход из сложившейся ситуации – пускай Крым и Донбасс остаются отсоединенными, но при этом Украина будет устанавливать собственные экономические правила их существования.
Оксана Гранит специально для Info Resist