Site icon InfoResist

«Диктатура ДНР»: кого и за что принуждают к штрафным работам

Боевики на востоке Украины под дулом автоматов принуждают людей к «штрафным» работам. Правозащитники говорят о полном отсутствии механизмов юридической защиты.

Диктатура ДНР: кого и за что принуждают к штрафным работам

Боевики так называемой «ДНР» убили 23 летнего парня во время боев в Иловайске, обвинив его в мародерстве. Эту шокирующую историю рассказали Deutsche Welle жители города, близко знавшие погибшего и его семью. Информация о том, что боевики прибегают к военно-полевым судам, подтверждается и в информационных сообщениях самой «ДНР». Также жители других городов, находящихся под контролем так называемой «ДНР», рассказывают, что за различные мелкие нарушения, например, комендантского часа или появление на улице без документов, без суда и следствия можно оказаться на исправительных работах.

«Бьют тех, кто не выполняет приказы»

«Однажды я увидел человека, который подметала дорогу неподалеку от штаба, где располагаются «дееноровцы»,-рассказал DW житель одного из городков, представившийся Сергеем.-«Я едва узнал в этом человеке знакомого-настолько его лицо и тело было изуродовано побоями. Потом я наблюдал, как он в течение двух-трех недель выполнял различные подсобные работы: копал окопы, разгружал машины с мешками. Теперь он вступил в «ДНР». С его слов я понял, что другого выхода у него не было. Подавляющее число таких, как он,-это те, кого принудительно забирали на работу»,-рассказал Сергей.

По данным международной правозащитной организация Human Right Watch, к незаконным штрафным работам сроком до 30 дней ополченцы могут заставить мужчин якобы за нарушение общественного порядка. В частности речь может идти о нарушении комендантского часа, отсутствие документов, распитие алкогольных напитков в общественных местах, употребление наркотических средств.

«Моего брата арестовали неподалеку от Донецка, когда он был без паспорта и немного выпивший»,-рассказала DW родственница одного из «штрафников», которая представилась Натальей. Люди видели, как он убирал мусор на улице. Через несколько дней он вернулся. Сказал, что кормили хорошо. А били тех, кто стал отпираться и не выполнял их приказы. Но рассказывать какие-либо подробности не захотел»,-говорит женщина

Издевательства над общественными активистами

С жалобами на принудительные работы и издевательства в Human Right Watch обращаются и некоторые проукраинские активисты, подвергшиеся избиению или пыткам. 59-летний Александр, который согласился дать DW комментарий только поcле того, как выехал из Донецка в безопасный город. 11 августа поздно вечером у его дома появились неизвестные люди в камуфляжной форме, которые интересовались якобы арендой жилья, рассказывает Александр. Когда он начал что-то выяснять, его силой посадили в машину и повезли в захваченное помещение областного УВД. Дорогой сыпались угрозы.

Затем, как рассказывает Александр, ему показали фото мужчины, который якобы участвовал в АТО в Мариуполе и который якобы был похож на Александра. «Меня посадили на четверо суток. Комната, в которой меня закрыли, была 6 на 7 следов. Это если прижать ступню к ступне и считаешь. Так три ночи на створке проспал».
Отношение рядовых бойцов было нормальное, говорит Александр. «Это, я так понял ребята, которые пошли работать на «ДНР» от безработицы. Но руководство-это просто банда. Я их двое суток умолял, чтобы разрешили один раз позвонить кому то из родных и сказать, что я жив. На четвертые сутки приехал их «представитель министерства госбезопасности», и меня отпустили».
По словам Александра, во время его ареста, его дом был ограблен. У него украли ноутбук и все кредитные карточки. «Меня предупредили знакомые, что нужно срочно уехать. Мол, если меня арестуют второй раз, меня уже больше никто не найдет. Обвинения, что я был в АТО, с меня сняли. Но все соседи видели, что раньше у меня на машине был украинский флаг и я носил желто-голубую ленту на шее»,-говорит Александр.

Военная диктатура?

По мнению Александра, в условиях так называемой «ДНР» защитить себя в правовом поле невозможно: «Кто с автоматом, тот и прав». По словам руководителя общественной правозащитной организации «Донецкий мемориал» Александра Букалова, сейчас на оккупированной территории нет ни юридической защиты людей и никаких проявлений демократии. Свобода собраний или свобода слова-это все ликвидировано. Из региона выехали практически все украинские СМИ, все представители гражданского общества. Право на жизнь также под вопросом, отмечает Букалов.
Если человека ограбили или захватили в заложники, то нет никаких юридических механизмов, благодаря которым можно добиться освобождения или компенсации. Это не означает, что буквально каждый в «ДНР» занимается разбоем, говорит Букалов, также немало людей, которые считают, что все вроде нормально, если их напрямую произвол не касается. «Но, если беспредел происходит, то граждане чувствуют полную беззащитность. Суды не работают. Вопросы жизни и безопасности вообще не актуально для людей, которые берутся управлять с помощью оружия»,-отмечает правозащитник.

Молчание через запугивание

В Украине появляются некоторые волонтерские организации, которые пытаются помогать освобождению заложников. Волонтеры утверждают, что молчание пострадавших о пребывании в заложниках-это одно из обязательных условий их освобождения. «Мы также не можем открыто распространять данные ни о себе, ни о людях, которым мы помогаем. Это все опасно и для нас, и для наших родственников, поскольку мы находимся на оккупированной территории»,-рассказал Deutsche Welle волонтер, который представился Владимиром.
Одновременно на сайте мэрии Донецка появилось объявление: «Разыскиваются люди». В некоторых из них говорится, что есть подтверждение, что молодые люди были захвачены ополченцами так называемой «ДНР» и вынуждены рыть окопы. Родители не теряют надежду, что их сыновья вернутся к ним живыми.

Exit mobile version