Уже стало общим местом утверждение, что целью всех агрессивных эскапад Путина является некое «возрождение СССР» в новом обличье. Однако, каково истинное содержание этих слов — «возрождение СССР», «установление границ влияния России» и т.п.? Что это даст России как государству и ее гражданам?
Многие в настоящее время разделяют мнение, что создание СССР почти в границах Российской империи и территориальные захваты, осуществленные впоследствии Сталиным, имели целью исключительно сохранение власти правящей верхушкой. Насильственная «индустриализация» (проведенная, кстати сказать, преимущественно по проектам американских инженеров и под руководством высокооплачиваемых западных специалистов) законсервировала бесправие и беззакония, усилив систему ГУЛАГа и укрепив крепостнический колхозный строй. Такой результат был закономерен, ибо цель «индустриализации» заключалась исключительно в обеспечении и упрочении сталинской диктатуры на случай войны. Ведь не детские коляски и не модельную обувь производили новостройки пятилеток!
Сколько бы ни говорили о «достижениях советского строя» те, кто с грустью вспоминает жизнь в СССР, на самом деле все действия коммунистических властей были направлены на сохранение господства партноменклатуры, а улучшение жизни населения являлось отнюдь не главной целью, а лишь неким побочным результатом. Хрущев был первым, кто вернул колхозникам паспорта и начал массовое строительство жилья в городах и в то же время «дал слабину» в отношениях с США. Его судьба известна.
Путин – духовный наследник Сталина. Его демагогические заявления способны обмануть исключительно тех, кто хочет быть обманутым по той или иной причине. Одна из главных причин, по которым население России согласно быть обманутым, — это страх. Страх перед всевидящим оком силовых ведомств.
Соответственно желание безопасности отодвигает на задний план любые соображения о «величии России», «возрождении русского мира» и прочие горячечные фантазии. Страх поддерживается доходящим до абсурда антиамериканизмом и «опорой на собственные силы», временами напоминающей «Большой Скачок» Председателя Мао.
Таким образом, цель российской агрессии в Украине – сохранение власти Путина (или силовых структур, которые за ним стоят). И все абсолютно, что делается в этой связи, подчинено достижению указанной цели такими методами, которые российские власти считают адекватными и приемлемыми. Разговоры о «возрождении русского мира», «защите прав русскоязычного населения» — пустопорожняя демагогия. Поскольку российские власти реально не могут обеспечить западный уровень жизни даже части населения Москвы и Петербурга, не то что провинции, остается одно – возродить образ врага, который своими кознями мешает России наконец-то богато зажить.
И теперь вопрос вопросов – будет ли достигнута властями России (ибо говорить об интересах страны в целом в данном случае не приходится) главная цель , т.е. сохранение статус кво. Полагаю, что это реально. Однако, это реально в том случае, если действия России будут откорректированы с учетом изменившихся обстоятельств, что в принципе возможно.
Возможен уход Путина с той или иной формулировкой, возможен и вывод войск из Донбасса, возможен и уход из Крыма. Российские власти должны почувствовать реальную опасность, тогда будет и реакция.
Собственно говоря, власть после ухода из Донбасса может даже упрочиться, если удастся внушить населению мысль о возросшей агрессивности НАТО и США. Раз есть продвижение НАТО на восток, то есть и «угроза» России и ее интересам. Таким образом будут оправданы и расходы на оборону, и падение курса рубля. А то, что население в целом станет в результате российско-украинской войны жить хуже, НЕ БУДЕТ ПОРАЖЕНИЕМ РОССИИ. Ибо не в этом заключалась цель войны. Разве после советско-финской войны или после Второй мировой население СССР стало жить лучше? А власть Сталина упрочилась.
Ошибка украинских политологов и публицистов, на мой взгляд, заключается в том, что они связывают окончание войны с распадом России.
Это могут быть независимые и удаленные во времени события. Ибо Путин – или те, кто за ним стоит – действуют по принципу: «Если я стану директором завтра, я сделаю все, чтобы остаться им послезавтра». И действия эти будут соответствовать не целям развития демократии и процветания экономики, а ментальности российского населения.
София Украинцева, блоггер