И патриотизм Донбасса, и ненависть Донбасса к Украине, и равнодушие Донбасса — все правда. Это три главные краски, которые присутствуют в портрете нынешнего Донбасса. В одних местах больше одних цветов, в других — иных.
Но все же, какой доминирующий цвет? Это равнодушие ко всем и желание, чтобы все по мановению волшебной палочки прекратилось, наступил мир, или чтобы все хотя бы не было хуже.
Когда мы пришли в освобожденный Славянск, один из моих друзей, который пережил оккупацию, сказал: «Донбасс, как патриархальная матрона: она будет любить любого, кто является сильным и обеспеченным. Был сильным Янукович — любили Януковича, пришел сильный путинский Гиркин — обожали Гиркина, теперь всех их выкинул Порошенко — будут любить Порошенко. Хотите, чтобы вас любил Донбасс — будьте сильными и богатыми».
Много раз тестировал эту мысль на разных жителях Донбасса — и патриотах, и сепаратистах — она неизменно находила подтверждение.
Еще один пример. В Курахово (это неоккупированная территория) я подслушал разговор женщин о перемирии:
«Это же ужасно, если в самом деле наступит мир, им перестанут платить, они придут домой и снова будут бездельничать, пить и бить нас. Сейчас так хорошо: деньги привозят, а дома их нет.»
Есть и такая прагматичная мысль. И поскольку в обсуждении этого тезиса участвовали несколько женщин, и ни одна из них не выступила с альтернативной идеей, у меня есть основания полагать, что эта мысль имеет серьезный рейтинг по обе стороны линии соприкосновения.
Так я ответил на вопрос: «Как местное население сейчас воспринимает украинских военных в своих поселках — как освободителей или как»карателей»? Есть ли какие-то изменения к лучшему в головах местных людей? Много ли среди них тех, кто продолжает помогать противнику (часто рассказывают, что именно обычные местные выдают боевикам местоположения наших воинов)?»
Александр Бригинец, нардеп