Site icon InfoResist

Три направления активности России в Украине после турецкого инцидента

elysee.fr

Итак, Турция сбила российский самолёт. Оживилось обсуждение. Оценки от явного восхищения турками до «удара в спину». Но, как на мой взгляд, данный инцидент выходит за рамки сирийского конфликта. Простой турецкий пилот, выпустивший ракету положил начало масштабным процессам. Которые не сулят ничего хорошего Российской Федерации. Но, увы, могут принести головную боль и Киеву. Почему? Давайте разбираться.

Сирия, Донбасс и население России.

Сирийская операция войск РФ не возникла просто так, на пустом месте. Если бы Россия действительно стремилась помочь Асаду, она бы это сделала 2-3 года назад. На том этапе вмешательство такого масштаба могло бы положить край гражданской войне.

Сегодня ситуация хуже — в конфликт ввязались многие игроки. Те же США, Турция, страны Персидского залива и Иран. Но Кремль решает «присоединиться к раскладам». Расчёт прост: навязав себя в качестве «союзника» по коалиции против ИГИЛ можно сместить акценты в обсуждении украинского вопроса. В частности:

  1. Изменить тональность переговоров по Донбассу. А в перспективе повесить содержание донецких и луганских сепаратистов на шею Киеву. Тем самым создав предпосылки для дальнейшего расшатывания политической ситуации в Украине. И в значительной мере выйти из-под санкций.
  2. Снять вопрос Крыма. То есть перевести его в категорию «не признаём формально но работаем по факту». Примеры были — непризнание странами Запада оккупации Литвы, Латвии и Эстонии Советским Союзом. Не признавали, осуждали, но с СССР работали.

  3. На фоне ухода из Донбасса поддержать среди своего населения картинку мощного государства, сверхдержавы, которая действует по своему усмотрению и с которой считаются.

С этими целями Россия отправляет войска в Сирию. При этом сознательно избегает такого этапа как консультации с другими сторонами. Что так же оправдано. Консультации, если бы и закончились успешно, существенно ограничили бы возможности проведения операции. В том числе поднялись бы вопросы командования и зон действия. А это уже не то, что можно показать своему населению. Ведь «великая держава не должна ни у кого спрашивать разрешения».

Операция началась как началась: с достаточно своеобразной трактовкой понятия «борьбы с терроризмом». Если посмотреть на карты ISW(http://iswresearch.blogspot.com/), становится очевидно, что большинство ударов русские наносили не по «Исламскому государству» а по другим противникам режима Ассада. В том числе тем, которые поддерживаются США, Турцией и Катаром.

Стоит заметить, что организация самих ударов была более чем провокационна. Это нарушение воздушного пространства стран-соседей, угроза атак самолётов ВВС США и Турции (вплоть до наведения ракет), атаки на БЛПА и ракетные удары со своей территории и из Средиземного моря (с траекторией полёта над несколькими «сторонними» государствами).

Населению России доносилась правильная, хорошо подготовленная информация. И, как результат, рейтинги Путина растут, термин «Новороссия» практически забыт, а словосочетания ДНР и ЛНР уходят с первых полос.

Что касается Украины, то значительная часть авторов не без удовольствия констатировала что РФ не достигло всех целей в первые месяцы операции. В частности не сняты с повестки дня вопросы Крыма и урегулирования конфликта на Востоке. Однако, с такой подачей информации я бы не согласился. Операция в Сирии задумывалась как долгоиграющий проект. А лоббистов Кремля в Европе более чем достаточно. И несмотря на хамоватость поведения российских дипломатов результаты таки есть. Причём весьма неприятные для Киева. Приведу лишь несколько фактов:

1. Срок действия Минских соглашений продлён на 2016 год. То есть Россия уже избежала проблем с обвинениями в срыве мирного процесса. Обвинения конечно звучат. Причём на достаточно высоком уровне. Но обвинения — не заключения в результате саммита глав государств. Процесс ведь «идёт».

2. Вопросы Крыма уже ушли из ТОП-5 обсуждаемых проблем. Да, те же немцы вроде как признают что Крым — украинский. Но говорить об этом не особо спешат. Ведь идёт «процесс по Донбассу».

С этими утверждениями можно спорить. Естественно, причин такого изменения ситуации множество. В том числе и относительная слабость позиций самой Украины. Но и роль российских лоббистов недооценивать не стоит. Вот вам простой пример: после подрыва опор ЛЭП и обесточивания Крыма руководство Германии официально заявило что ожидает расследования и восстановления снабжения полуострова. Фактически предъявило ультиматум Киеву. Странно, не так ли. Если речь идёт о территории Украины (Крым ведь украинский) — это прямое вмешательство во внутренние дела. Если Крым российский — вопрос международных контрактов на поставку электроэнергии. И это уже решается на уровне международного арбитража. Но никак не заявлений МИД Германии. То есть в данном вопросе «союзник» Украины выступает на стороне государства, оттяпавшего у Украины часть территории. Причём выступает достаточно резко.

И это результаты лишь двух месяцев операции в Сирии и дипломатических усилий МИД РФ. 2016 год, таким образом ничего хорошего не сулил. Можно было ожидать франко-немецких предложений по одностороннему выполнению Минска-2 Украиной. Естественно, с финансированием сепаратистских территорий и допуском лидеров «восставшего люда Донбасса» во внутриполитическую кухню страны. Возможно, при очередной эскалации конфликта вышли бы на «новый договор» — какой нибудь Минск-3 или Париж-1. В любом случае Киев бы столкнулся с проблемой «тлеющего конфликта», внутриполитической нестабильности и необходимостью финансировать противника. То есть кормить тех, кто в тебя стреляет.

Перспектива не самая приятная.

Бравый турецкий воин или взгляд на проблему по-новому.

И вот на этом поговорим о событиях на событиях в Турции. Итак, российские пилоты при осуществлении атак на поддерживаемых турками и США формирования сирийской оппозиции не особо считались с такой мелочью как государственные границы.

Уже 2 октября (через 3 дня после начала операции) Турецкий МИД заявил Кремлю «не по тем стреляете». Следующие 2 дня пилоты турецких F-16вылетали на перехват неопознанных МИГов, нарушавших воздушное пространство страны. Причём турки фиксировали наведение на них оружия. 5 октября уже НАТО официально предупредило РФ о недопустимости нарушения воздушного пространства Турции. А на следующий день Турецкие и американские самолёты над Сирией вынуждены были ретироваться из зоны проведения операции — попали под прицел российских самолётов и ЗРК. Так продолжалось весь месяц. Боевое оружие тоже применялось. Российские самолёты сбили несколько американских и турецких дронов. Турция в долгу не осталась — «завалила» российский БЛПА, залетевший на её территорию.

На фоне такой активности заявления турецкого руководства о намерении в дальнейшем сбивать любые цели, вторгшиеся в воздушное пространство страны не воспринимались Россией серьёзно.

А дальше случилось, то, что случилось. Простой турецкий пилот сбил российский бомбардировщик, который на 2 км. вторгся в воздушное пространство Турции. Всё закономерно. Одни восхищаются, другие негодуют. Но давайте взглянем на проблему под другим углом — немного отвлечёмся от простого треугольника Турция-Сирия-Россия. Вот лишь несколько ну очень занимательных фактов о Турции и этом инциденте:

И ещё пару фактов, которые уже «ближе» к украинской тематике:

Учитывая всё вышесказанное мне было очень интересно дождаться реакции НАТО на события. Она и последовала. Генсек альянса после консультаций с руководством стран-членов вышел к прессе и сделал заявление. Краткое, но очень и очень любопытное. Его суть в двух тезисах:

  1. Мы солидарны с Турцией, как союзником НАТО в поддержке неприкосновенности своих границ.

  2. Мы призываем к дипломатическим мерам деэскалации конфликта. И с нетерпением ожидаем официальных контактом между Анкарой и Москвой.

Если перевести на обычный язык, то такое заявление звучит примерно так: «Турки правы, сбив самолёт и будут правы сбивая и дальше. Атака на турков равносильна атаке на НАТО. А теперь, Владимир Владимирович, попытайтесь договориться с Анкарой».

И вот тут мы подходим к незавидному положению Кремля после инцидента.

Акела промахнулся или Путину вновь не повезло.

Страна-член НАТО сбила российский самолёт. НАТО подтвердило что страна — член Альянса (со всеми вытекающими отсюда последствиями в случае «ответной атаки»). При этом инцидент произошёл над территорией, которая не контролируется ИГИЛ. И публикация маршрута полёта с турецких радаров – лишнее подтверждение тому.

Это создаёт сразу несколько проблем для Кремля. А именно:

  1. Заявления «мы боремся с террористами» ставятся под сомнение. Есть фактическое доказательство (самолёт + данные с радаров) боевого применения против сил, террористами не признанных. Против такого «железного» факта все кадры российской пропаганды (включая «снятые с борта самолёта») мягко говоря не идут в сравнение. Это удар по внешнеполитическому имиджу страны. Россия в очередной раз демонстрирует неадекватность своей политики.

  2. Удар нанесён государством, которое Россия не считает равноправным партнёром. Это уже удар по имиджу страны. В том числе и на «внутреннем» поле — какая то Турция осмелилась сбивать российские самолёты.

  3. Ответный удар по Турецким ВВС может плохо закончится. С одной стороны это ответ от НАТО. А с другой — проливы из Чёрного в Средиземное море. Закрыв их для российских военных судов Турция де-факто оставляет без снабжения российскую группировку в Сирии. Оно, конечно, может быть восстановлено. Но дельта в месяц-два — подписание смертного приговора значительной части российских «туристов».

В такой ситуации Кремлю мягко говоря нечего ответить. Придётся «умыться» и ограничится лишь несколькими заявлениями. И, что самое неприятное, придётся идти на переговоры с Турцией. Которая будет требовать установления рамок российской операции в Сирии. И РФ, увы, придётся соглашаться. То есть, с точки зрения российского обывателя «Великая Россия пойдёт на поводу у какой-то там Турции». Уже неприятно для Кремля. Ведь все руководители этой империи, которые «давали слабину» плохо заканчивали. А тут ещё и украинская активность по Крыму. Которая сама по себе — сильный удар ниже пояса. Блокадой Крыма (даже без «упавших» опор ЛЭП) Украина и так прижала к стене Путина.

Комплекс таких фактом да вкупе с экономическими проблемами внутри РФ может вызвать серьёзный кризис. Путину срочно необходимо что-то делать. Вот это что-то, увы, ничего хорошего Украине не сулит.

Перенос внимания на украинские проблемы — вариант для Путина

Увы, но сейчас кремлёвский царь вновь внимательно посмотрит на Украину. В своё время Сирия возникла как способ отвлечь внимания от украинского кризиса. Сегодня, после проблем там, Украина может стать способом отвлечь внимание от сирийских пикировок. На прямое вторжение РФ скорее всего не пойдёт — нет достаточного количества ресурсов. Да и внешнеполитическая обстановка немного не та.

Но, с другой стороны, учитывая специфику украинской внутренней и внешней политики рычаги влияния остаются. Суть в том, чтобы показать Украину как ненадёжного партнёра, failed state и территорию с сильным влиянием экстремистских группировок (объявить их после этого террористами — дело техники).

Наиболее логичным, как на мой взгляд, будут три направления российской «активности» в Украине.

1. Эскалация на Донбассе. Речь не идёт о «победоносном наступлении» бравых бурятских туристов. Скорее наоборот. Путём провокаций (может быть даже началом наступательных действий) вынудить украинских силовиков к масштабному ответу. При этом сдать часть территории и обвинить Украину в срыве Минских соглашений. Но не допустить сдачи всех Добмабве и Лугандона. Такой сценарий даёт сразу несколько плюсов для Кремля:

Ну и естественно, таким образом Путин демонстрирует, что он «не сливал Донбасс». А на международной арене получаем новые переговоры, на которых и без того слабая позиция Украины будет ещё слабее. И фрау Риббентроп спокойно договориться с другом Вальдемаром. О новых, выгодных им условиях.

2. Слепить из Крыма образ жертвы. Тут, как бы это цинично не звучало, чем хуже в ближайшие недели — тем лучше будет для Кремля. Это не значит, что блокаду нужно снимать – я как и раньше уверен, что данная акция является наиболее успешной со времён майдана. Просто пытаюсь предугадать как Россия может себя повести в данной ситуации. Увы, но Путину сейчас по зарез нужны смерти в Крыму. Это могут быть невинно убиенные крымскими татарами молодые «русские». Или пару умерших в больницах полуострова на фоне нехватки электроэнергии. Например, отключились аппараты поддержания жизни младенцев в роддоме. Никого не будет интересовать почему в больнице света не было, а борд с портретом Путина освещался. Посыл будет прост «украинцы воюют против младенцев». И, учитывая слабость информационной работы Киева на внешних рынках, именно этот тезис возьмут за основу. Заявление Германского МИД по электроснабжению Крыма — тому лишнее свидетельство.

Стоит ожидать и провокаций с крымскими татарами. Их Путину, кровь из носу как нужно приравнять к террористам. Поэтому даже постановочная провокация с выкриками Такбира вполне подойдёт. Дальше та же схема — татары напали на русских — татары подорвали ЛЭП — татары единоверцы террористам. На этот вызов Киеву тоже необходимо искать ответ.

3. Вызвать политический кризис внутри самой Украины. С одной стороны это может стать результатом описанных выше действий. Но Россия уже работает в Киеве. И не нуждается в партиях, которые бы ратовали за русский мир. Украинские популисты и любители «делить политическое влияние» делают для Путина намного больше. РФ остаётся лишь придать динамики некоторым процессам. В частности:

Эти простые три пункта позволят Путину увести внимания от Сирии. Выторговать для себя более выгодные условия снятия санкций. А заодно заложить ещё один камушек в фундамент «хаотичной украины» — то, чего он, в принципе, и добивается. Короче, господа, зима обещает быть весёлой.

Что в таких условиях делать Украине? Самое главное — проявлять инициативу. Киев должен диктовать повестку дня. По тому же Крыму — активизировать контакты с Турцией. Это не союзник в деле «европейской интерграции». Но это более чем сильный партнёр в деле возврата Крыма и/или слегка остудить перегретые российские амбиции в Черноморском регионе.

Во внутренней политике изменить наконец подходы к коммуникации с обществом. Строить реальные планы, рассказывать о них и реализовывать их.

Что касается людей — думать прежде чем кричать «зрада» и «перемога». И, да, в конце концов создавать структуры, организовываться. Ведь если потерпит фиаско теперешняя власть, кто-то должен будет перехватить управление страной. И очень страшно будет, если этим кто-то окажутся деятели со старыми партбилетами ПР в кармане, популисты, зовущие на новые майданы или мастера удара ногой.

Как-то так…

Игорь Тышкевич

Exit mobile version