Site icon InfoResist

В Украине создаются предпосылки для появления у власти «сильной руки»

БЕСПЛАТНЫЙ ФОТОБАНК DYVYS.IN

President Petro Poroshenko (C) at the Training Ground, where he familiarized himself with the work item management and leadership, during a working visit to Mykolayiv region, Ukraine, July 21, 2015. Head of state got familiarized with tactical exercises of the Naval Forces of Ukraine. The exercise was conducted in the waters of the Bugsky estuary in Nikolaev with the participation of units of Marines, special forces, surface ships and boats of the naval forces of Ukraine, as well as aircraft, naval aviation, naval forces, Air Forces and Land forces of the Armed Forces of Ukraine. Photo: Mykola Lazarenko / press service of the President of Ukraine / DYVYS / NOT FOR COMMERCIAL USE

Сегодня перед украинским обществом снова стоит проблема выбора в развитии. Речь идет о выборе между перспективой «сильной руки», не обязательно действующей законно, и формированием настоящей, а не суррогатной, демократии.

Об этом в статье для ZN.UA пишет Владимир Шаповал, член-корреспондент НАН Украины, судья Конституционного Суда Украины в отставке.

Как отмечает автор, «сильная рука» для многих привлекательна, а демократия не совсем понятна и потому сомнительна. «В первом случае выбор не предполагает глубокого осмысливания происходящего и возможен на рефлексах, а во втором — необходима серьезная работа над собой со стороны как правящих, так и управляемых. По поводу «сильной руки» думающим согражданам следует осознать реальное состояние общества у северо-восточного соседа, а демократии мы по-настоящему не знали, хотя в большинстве своем сознательно либо подсознательно ее желаем», — уверен Шаповал.

По его мнению, ситуация осложняется тем, что «определенные интенции относительно «сильной руки» существуют у самой власти».

«И проявляются они по-разному. К примеру, в отдельных регионах запускаются соответствующие по масштабу «сильные ручки», талантливые в саморекламе, а населению, параллельно с тезисом об общественной полезности децентрализации, подается идея о необходимости хотя бы двух-трех десятков таких «ручек» в стране. При этом в PR-среде и не только говорят о выдаче «ручкам» некоего карт-бланша. Можно подумать, что забыта ст.19 Конституции, где закреплен абсолютно понятный принцип: органы власти и их должностные лица обязаны действовать только на основании и в пределах полномочий, а также способом, предусмотренным Конституцией и законами. Что означает: действуя иначе, соответствующие лица рискуют стать преступниками», — пишет Шаповал.

Важным, по мнению автора, является то, что внедрение в общественное сознание мнимой потребности в «сильной руке» будет иметь существенные негативные последствия для самого социума, по существу развращая его. «Одновременно будет деформировано и даже искалечено индивидуальное сознание многих людей, которые чуть ли не по каждому случаю могут начать требовать так называемых жестких либо жестоких, а не законных решений. В результате этого, возможно возникшие вначале симпатии к узко персонифицированной власти обязательно трансформируются у большинства разумных людей в безразличие, нелюбовь и даже ненависть. Выходить из такого состояния обществу очень сложно», — предупреждает автор.

Тем не менее, по мнению Шаповала, очевидных и адекватных «заданию» претендентов на звание «сильной руки» сегодня в Украине не видно.

«Хотя никто не может гарантировать, что они не появятся завтра — как говаривал Наполеон, каждый солдат носит в своем ранце маршальский жезл», — считает он.

Автор отмечает очевидное желание президентов «действовать как своеобразный начальник страны: возглавлять правящую партию, давать ненадлежащие поручения (например, экзотические и абсолютно незаконные поручения прокурорам), создавать картинку своего участия во всем более-менее важном, что происходит в стране».

Exit mobile version