Site icon InfoResist

«Ватники» и «вышиватники» — парадоксы патриотизма

из открытых источников

В дополнение к уже привычным «ватникам» в СМИ появился неологизм «вышиватники». Употребляющие этот неологизм фактически пытаются поставить знак равенства между политически активными украинцами – украинскими националистами в том числе – и симпатиками путинской России, проживающими на территории Украины. Однако разница между «ватниками» и «вышиватниками» есть, притом принципиальная. Попробуем разобраться в этих явлениях «без гнева и пристрастия», как писал в свое время великий римский историк Корнелий Тацит.

Непосредственным стимулом к написанию этих заметок послужила статья Майи Михайлюк «Там, где люди умирают от голода» («Украинская Правда», 19 декабря 2014 г.), перепечатанная в тот же день и в настоящем издании, и разгоревшаяся вокруг нее дискуссия. Майя Михайлюк, последовательно придерживаясь евангельского завета «не судите, да не судимы будете», с большим сочувствием живописует страдания донбасских пенсионеров, живущих фактически на линии фронта в поселке Марьинка. Текст снабжен фотографиями, от которых кровь стынет в жилах.

Я ни в коей мере не желаю умалять благородную деятельность всех, кто помогает немощным и старым. Но представляется необходимым вспомнить завершение, итог заповеди Христа : «ибо каким судом судите, таким и вас судить будут, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» и «воздастся каждому по делам его».
Христианская традиция привычно препоручает воздаяние Богу. Однако воспитанные в атеизме донбасские жители находят виновников своего положения на земле – кого угодно, лишь бы снять ответственность с самих себя.

Приведу одну красноречивую цитату из вышеуказанной статьи: «Они со слезами рассказывают о том, что видели в своей жизни другую войну. Но тогда было все понятно – кто враг, кого бояться.» Здесь я вынуждена прервать автора и внести уточнение, необходимое для рассмотрения ситуации с позиции здравого смысла и с учетом фактов.

Война, которую пока еще называют «Великой Отечественной», закончилась на территории Украины в 1944 году. Едва ли дети моложе 10 лет тогда понимали в полной мере смысл происходящего. Прошло 70 лет. Соответственно «видели лично» эту самую другую войну и действительно понимали, кого бояться, только те, кому сейчас больше 80 лет. Они составляют, по данным переписей, не более 1% населения Украины, а в маленьких населенных пунктах, таких, как Марьинка, – гораздо меньше. Четверть тех, кто старше 80-ти – мужчины, остальные – женщины. В 2011 г. в Марьинке, которую посетила автор статьи, проживало 9 978 жителей. Сложно сказать, сколько их там осталось сейчас, но во всяком случае, если и есть там живые очевидцы немецкой оккупации, то это единицы. Тем не менее, интернет-издания уверенно сообщают нам, что была оказана гуманитарная помощь марьинским ветеранам войны. При всем уважении, не они формируют общественное мнение, на которое можно ссылаться. Правильно ли обосновывать свои выводы подобной экстраполяцией пропагандистских штампов на ситуацию сегодняшнего дня? Несчастные малообразованные люди и сами не помнят, ЧТО ОНИ ВИДЕЛИ В ДЕТСТВЕ, А ЧТО – СЛЫШАЛИ ИЗ ТЕЛЕЯЩИКА. Очевидно, что их восприятие войны с Германией целиком и полностью сформировано советской пропагандистской машиной. Другой войны они не знают, ибо о войне с Германией круглосуточно трубило советское, а теперь – российское телевидение. В течение десятилетий отретушированная война была главной темой кино и телепередач. И вот старики просто проецируют усвоенное на действительность, только вместо немцев – «украинские фашисты», «хунта».

Но продолжим. «Нас спрашивали, с кем война сейчас, кто бомбит их дома, когда это закончится?

К сожалению, здесь все еще транслируют российские каналы, где рассказывают об украинских карателях. А вот они «каратели» привезли помощь, продукты. Люди совсем запутались, не знают, кому верить.»
Интересно, почему автор ни разу никому не задала вопросы: за кого вы голосовали на выборах президента? Ходили ли вы на «референдумы»? Как вы представляли себе будущее Донбасса после «референдумов»? Считала стариков неспособными дать вразумительные ответы?

Рассматривая ситуацию с точки зрения абсолютной безответственности, автор предполагает, что донбасские пенсионеры не в силах нажать на кнопку и ПРОСТО ВЫКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕВИЗОР, который, между прочим, клевещет на их Родину – Украину. Такая элементарная мера защиты от лжи, как видно, ни старикам, ни автору не приходит в голову. Напротив, клевета на Украину и украинскую армию, которую выдумывает милая их сердцам Россия, вопринимаются априорно как святая правда. Она питает представление о России, как о спасительнице от «ужасов укро-фашизма». Такие люди «запутались» навсегда, ибо они и не хотят «распутаться». Они прекрасно знают, кому они ХОТЯТ ВЕРИТЬ. Хотят верить Путину, несмотря ни на что. И одновременно хотят украинских пенсий и гуманитарной помощи. И речь здесь не только о жителях сел и поселков! В Донецке и Луганске – то же самое. Так кто же в этом виноват? Каким же судом судили Украину жители Донбасса, нуждающиеся теперь в ее гуманитарной помощи, охотно берущие эту безвозмездную помощь, и какой мерою они ей отмеряли, приветствуя с цветами чеченских наемников? Оказалось, что родившиеся в СССР и воспитанные в духе «советского патриотизма» жители Донбасса по сути оказались предателями Родины, Украины, земли, где они родились и прожили всю жизнь! И все это – только из-за нежелания заполнять несколько раз в жизни документы на украинском языке. Из-за слепой, глупой веры в безграничное бескорыстие бывшего гебиста Владимира Путина.

Чем дальше, тем больше сочувственно пишут о том, КАК МНОГО ЖИТЕЛЕЙ ДОНБАССА НЕ ХОДИЛО НА «РЕФЕРЕНДУМЫ». Но все мы знаем, что картинки с тысячными очередями – реальность, а не монтажи. В том числе и многотысячные очереди на участки во время второго «референдума». Был и омерзительный «парад пленных», и привязывание людей к позорным столбам, и публичные издевательства, которые никто не остановил, кроме иностранного корреспондента. Не надо забывать об истеричных воплях о том, что «Майдан – это не вся Украина». Да, действительно, кроме тех, кто стоял на Майдане и поддерживал его, на нашей территории теперь есть бандитские ЛНР и ДНР. И многие в Донбассе уже, что называется «почувствовали разницу». Донбасс очень долго орал, что Украина его не слышит. Наконец мы услышали, чего хочет Донбасс – денег и помощи. БЕЗВОЗМЕЗДНО. А «безвозмездно» — значит «даром», как говорил Вини-Пух.

И вот мы подходим к сути патриотизма донбасского разлива, а именно – к сущности «ватника» как общественного явления.

Главной особенностью «ватника» является его стопроцентная манипулируемость. Вакуум в его мыслях заполняется исключительно с подачи телевидения либо других милых его сердцу СМИ. «Ватник» легковерен и некритичен, его легко спровоцировать, убедив в безнаказанности. Исключительным побудительным мотивом действий «ватника» является сиюминутная выгода или страх. «Ватник» — стадное существо без надстройки. Он – живая реализация шекспировской сентенции «сведи к необходимостям всю жизнь, и человек сравняется с животным». Не случайно все требования «восставшего» Донбасса в конечном счете свелись к независимому бесконтрольному распоряжению добытым углем. «Запрещенный и ущемленный» русский язык потерялся по дороге. Никакой программы «восстановления» растоптанных «хунтой» прав и свобод Донбасса нет, да население и не видит в них смысла и пользы, поскольку вместо беглого уже выбраны новые паханы. Ни слова о русской культуре, литературе и прочих дорогостоящих и ненужных «вате» элементах надстройки. «Вата» вполне довольна гастролями российских попсарей и попсарок. Повсеместно водружаемые флаги и гербы «республик» — это подобие меток, которыми животные столбят территории, поднимая лапу. Первоначально российский альфа-самец дал команду метить территорию российскими флагами. Под давлением санкций флаги изменились. Никаких способов оформления этих территорий, кроме опять-таки присущих животным драк и убийств, «руководство республик» не знает. Захваты заложников, торговля людьми, пытки, грабежи – это способы самореализации криминализованного люмпена, который по-иному не способен получить средства к существованию.

Матушка-Россия, за которую так драли горло и от которой ожидали золотого дождя, оказалась негостеприимной. Вместо теплых «югов» переселенцам с Донбасса предложила работу в Заполярье, на Камчатке и на других сталинских курортах. Так что интерес к переселению в Россию зачах на корню. Ватный патриотизм без денежной подпитки задохнулся как рыба без воды.

Все разговоры об общности украинцев – имеются в виду сознательные и патриотичные граждане Украины — и «ватников», каковыми фактически стали миллионы русскоговорящих Донбасса, это полнейшая маниловщина. И никакие брачные узы и мифическая общая вера тут не помогут. Потому что у «вышиватников», даже при всех их недостатках, максимализме и категоричности, есть идеология. И идеология эта на самом деле патриотическая и прогрессивная. В ее основе – твердая решимость прожить со своей Родиной общую судьбу, какой бы эта судьба ни была. Как говорится, в горе и в радости, в богатстве и в бедности. Вместе – и до конца.

«Вышиватников» я бы разделила на «этнографических» и «западников». Это некая современная аналогия марксовых «религиозных» и «политических» гугенотов.

«Этнографические вышиватники» восстанавливают украинские народные традиции, костюмы, праздники, пропагандируют украинский язык и украинскую культуру. Некоторые даже целиком отказываются от употребления русского языка. Как ни странно, именно употребление украинского языка вызвало резкое и демонстративное неприятие «хунты» донбасской «ватой».

«Западники» прониклись украинским патриотизмом «от обратного» — испугавшись мерзостей путинской России. Их патриотизм был разбужен Майданом и питается воздухом свободы. Они не столь зациклены на «шароварности», зачастую даже не читали украинских классиков и не интересуются ими. Среди «западников» много этнических русских, выросших в традициях русской культуры и имеющих в России родственников. Несмотря на то, что разрыв с Россией они как правило воспринимают как драму, к примирению и конформизму они не склонны.

Чем дальше, тем шире ментальная пропасть между Украиной и Россией. Донбасские «ватники» не смогут долго висеть над разверзшейся пропастью. Им придется приземлиться либо на украинской, либо на российской стороне. И тут, на украинской стороне, пройдут в гораздо меньших масштабах процессы, которые уже прошли в 90-х годах – людям придется привыкнуть жить самостоятельно и нести ответственность за свои решения и поступки. Другого выхода нет. И чем раньше жители Донбасса поймут это, тем лучше для них самих. Для нас, остальных тоже, конечно. Но прежде всего – для самих «ватников».

София Украинцева


Блоги на InfoResist: Редакция может не разделять мнения авторов и не несет ответственности за публикуемые материалы.
Exit mobile version