Site icon InfoResist

Жизнь после Минских соглашений

Мустафа Найем
Мустафа Найем
Народный депутат Украины

Протоколы наспех подписанные под дулом автомата не могут определять будущее целой страны. Тем более, если достигнутый такой ценой компромисс не остановил поток жертв, потерь и бедствий. Это признают и в Вашингтоне, и в Брюсселе; с этим соглашаются практически все дипломаты, с которыми я встречался за последние полгода.

Но одновременно с этим они задают вопрос: а какая альтернатива?

Сейчас ее нет. Но она и не появится, если лидеры европейских держав, министры иностранных дел и их публичные представители будут продолжать шептаться о провале Минских соглашений по вине Российской Федерации.

В сегодняшних реалиях треугольник Европа-Украина-Россия находится примерно в той же ситуации, что и Грузия и ее партнеры во время войны в 2008 году.

Фактически мы сейчас находимся наедине с Германией и Францией, руководство которых может смениться уже после ближайших выборов. Сравнение с Грузией, конечно грубое, но результат может оказаться тем же: поверив европейцам, Грузия осталась наедине с Владимиром Путиным и вынуждена была принять план Саркози-Медведева, по которому потеряла все оккупированные территории.

В этом смысле, для Украины критично важно, чтобы США вмешалось в переговорный процесс с Российской Федерацией.

На минувшей неделе мы были в Вашингтоне, где вопрос Минских соглашений неоднократно поднимался в разных ведомствах, практически на всех без исключения встречах, начиная с Сената, Пентагона и заканчивая Госдепартаментом. И по моим личным ощущениям США готовы стать стороной переговоров с Российской Федерацией в процессе мирного урегулирования на Востоке Украины.

Но как бы цинично это не звучало, для действующей администрации любая точка в украинском вопросе — это возможность получить дополнительные очки на предстоящих выборах. И к сожалению, во многом именно с этим связано такое сильное давление на Украину со стороны Госдепартамента в вопросе выполнения Минских соглашений.

Остается один вопрос: что это за комбинация?

Сейчас идет попытка прописать некую дорожную карту выполнения Минских соглашений, которая состоит из двух частей — обеспечения безопасности и имплементации политических договоренностей. Процесс длится уже давно, но решения в нем нет по той простой причине, что стороны не могут прийти к согласию по показателям, которыми будет измеряться уровень безопасности в зоне конфликта.

И это понятно. У этого процесса в принципе не может быть показателей — как измерить то, что либо есть, либо нет? Количеством трупов? Обстрелов? Соцопросами?

И самое главное — на какой период? Что делать, к примеру, если парламент уже принял закон о выборах на оккупированных теорриториях, а в Авдеевке начался обстрел?

Или если мы внесли изменения в Конституцию, а из Донецка продолжают брать в заложники наших солдат и везут судить в Ростов?

Кто гарантирует необратимость прекращения огня? США? Германия? Франция? А если таких гарантий в принципе нет и быть не может, какие меры будут предприняты по отношению к агрессору?

На все эти вопросы нет ответов. Их нет сейчас и, учитывая наш двухлетний опыт, мы не получим их и завтра.

Мне кажется, сейчас как раз тот момент, когда все стороны могут взглянуть на сложившуюся ситуацию трезво и признать простой очевидный факт: Минский процесс на данном этапе провален Российской стороной.

Главная причина — неготовность и неспособность российской стороны и контролируемых ими террористов и сепаратистов обеспечивать меры безопасности в целом и режим перемирия в частности.

Затягивание с признанием этого факта в первую очередь играет против Украины.

Дискурс вокруг Минских соглашений должен поменяться. Думаю, мы достаточно долго шептались об очевидном на задворках. Провал Россией Минских соглашений должен стать открытой позицией европейских столиц.

В противном случае альтернативы Минску не будет. Ей просто не дадут родиться. А значит Украина продолжит терять своих солдат, ресурсы, время и стабильность. А Европа И США — свой авторитет и лицо. Делать вид, что мы этого не замечаем — преступная слабость в угоду Кремлю.

Exit mobile version